Каждый взрослый человек имеет в своей душе более или менее скрытую каморку, где
хранятся реквизиты драмы его детства (А. Миллер). Речь о том, что Внутренний Ребенок - это часть
внутренней реальности каждого взрослого. Зачем нам с вами вновь смотреть эту драму? Зачем вновь и вновь
переживать драматические отношения с мамой или отцом, близкими и значимыми другими? Можно ли забыть /
отсечь - и не возвращаться туда, где было много боли или слепых зон дезориентации? Невозможно. Многие
пробовали и ко всем эта драма возвращалась в осколках воспоминаний, тяжелых снах, телесных симптомах
"нетелесной" причины, а главное - в повторяющихся сценариях отношений с другими. И боли от ее
повторения...
Каждый из нас родом из детства, как и истоки наших взрослых проблем,
возможностей и ограничений. Поэтому в задачи взросления и зрелости входит способность строить добрый
контакт с Внутренним Ребенком, который имеет свои желания, потребности, дефициты и проявляется в разных
аспектах. На это и посмотрим здесь, а за своим глубинным (исцелением) приходите в Личную Терапию*.
*Здесь и далее под Личной Терапией я подразумеваю авторский
интегративный подход, при котором еще ни одного
зайца клиента не пострадало. Бережно, глубоко, деликатно, по запросу.
01
Кто такой Внутренний Ребенок
Не бестелесный ангел и не дьявол во плоти
- Внутренний Ребенок - не Божественный или Невинный Ребенок. Он - из кожи, плоти, а не архетипический персонаж, который вдохновляет нас в классических медитациях. Он не выглядит как ангел и не служит духовному подъему, хотя делает другую не менее важную работу - учит нас заботиться о себе, принимать и любить себя, как есть, без прикрас, в живых проявлениях, их "плодах" и "отходах".
- Внутренний Ребенок - это наша внутренняя субличность, содержащая чувства, модели поведения, способы реагирования, характерные для нас в детстве. Он - хранитель первичного опыта - архива ранних эмоциональных переживаний.
- Внутренний ребенок говорит "Хочу" из здоровой, кричит "Больно" из раненой, дерется или убегает из выживающей частей. Он тот, кем были, кем мы помним себя и до сих пор являемся. Он главный участник и свидетель нашего эмоционального жизненного опыта - в слезах и соплях, радости и страсти.
- Тело помнит о том, кто я такой и что я пережил с зачатия до настоящего момента. Все травматические переживания как и радостные - оставляют отпечаток в нейрональных структурах мозга и по-разному влияют на способы и стратегии выживания и проживания. Тело помнит всю правду, а разум находится в плену удобных объяснений.
- Внутренний Ребенок - это целый детский сад субличностей, среди них такие персонажи как: Естественный Ребенок, Раненый ребенок, Бунтарь, Фантазер, Зависимый и многие другие. Приходите на Встречи на глубине, чтобы узнать, кто живет и как влияет на ваши эмоции изо дня в день.
- Не все Внутренние Дети как части нас здоровы, адекватны и хотят взрослеть. Это задача Внутреннего Родителя - найти к ним дорожку, построить здоровые отношения в уважении, принятии и поддержке их благополучия и развития - то, чего нам в разных пропорциях не хватало в детстве.
- Внутренние Дети относятся к нашему Я по-разному: кто-то помогает развиваться и воплощать потенциал в жизнь, а кто-то устраивает праздник непослушания и кричит о себе в отношениях с другими, искажая наши намерения. Наша взрослая задача - найти опоры внутри и снаружи, чтобы выдерживать эти отношения и переживания, конфликты и перемирия с собой.
- Внутренние Дети имеют свои дефициты и стратегии как их наполнять. Это не всегда здоровые способы: все зависимости/-голизмы (шопо, алко, трудо, сексо и т.д.), отыгрывания, - они ослабляют нашу личность и мешают ей осознанно выбирать путь развития. Но часть детских способов помогает нам обнаружить свои таланты, способности, освоить творчество и мир воображения, чтобы мечтать, планировать и воплощать идеи как Взрослые.
Взращивать Личность ребенка помогают или мешают значимые
родительские фигуры - Мать (первичные процессы) и Отец (вторичные). Они не всесильны, хотя могут
казаться ребенку богами (создателями) или демиургами (разрушителями) Вселенной.
02
Черная педагогика против
Ребенок как "недочеловек"
Черная педагогика - это особая общественная идея воспитания, где ребенок -
жертва, подопытный, объект, недо-личность, а взрослый - авторитет, всезнающий, святой и тот, кто
причиняет добро. Эти принципы свойственны для множества систем и стилей воспитания, но главное - они
могут стать интроектами - нашими личными установками по отношению к Внутреннему Ребенку в себе. Они
могут разрушать и убивать наше детское изнутри.
Многие взрослые презирают детей - тайно и явно, через унижения, обесценивание
и просто «безобидные» отговорки («Ты еще маленький», «Тебе еще рано»…). Это детские части взрослых людей
компенсируются и отыгрывают драму детства. По сути, они еще больше презирают себя и страдают в своей
«темнице». Это не ключ к исцелению душевных ран, а распространение заразы - черной педагогики.
- Родители априори заслуживают уважение только потому, что они - ваши родители.
- Родители всегда правы, их поступки всегда во благо детей.
- Родители безгрешны и лишены неконтролируемых инстинктов.
- Нельзя обижать/злить/расстраивать/беспокоить родителей.
- Чувство долга/страха способно породить любовь. Дети обязаны (любить).
- Запретами можно убить ненависть. Ненавидеть родителей нельзя.
- Ребенок не может говорить о своих страданиях. Ребенок не страдает.
- Дети априори не заслуживают уважения. Уважение старших нужно заслужить.
- Послушание закаляет ребенка и делает сильным.
- Ребенок - еще не Личность, пока не вырос и не доказал обратное.
Если вы узнаете в этих принципах "родное до боли" - хотите
ли это изменить в себе? Готовы ли принять свою правду, а вместе с ней и Внутреннего Ребенка? Можете ли
вы жить и быть по-другому?
03
Этапы развития
Личности нужен крепкий фундамент
Психика ребенка уязвима, но жизнеспособна. Все силы направлены на развитие
Личности, но в неблагоприятных условиях приоритетом становится выживание, стратегии адаптации,
приспособления, а развитие Личности откладывается на благополучное "потом". Мы все без исключения
проходили эти этапы развития и следы от их прохождения мы носим в себе с гордостью как освоенное
новообразование либо с глубинным эмоциональным зарядом как точка фиксации или дефицита.
Посмотрите в эту таблицу ниже, составленную на основе психоаналитической
теории и работающую на распознавание дефицитов и болезненных фиксаций Внутреннего Ребенка, которые
становятся двигателями и компенсаторами наших взрослых влечений, интересов и даже отношений. Распознать
в этом свое самому тяжело, нужен объективный взгляд специалиста (терапевта). Однако задуматься о том,
как Внутренний Ребенок своими потребностями и переживаниями влияет на ваши актуальные "взрослые"
потребности и переживания, поможет стать чуть более взрослым и устойчивым…
Фаза (возраст) | Основная потребность | Ведущий аффект | Базовый конфликт |
---|---|---|---|
Оральная (0-1,5г.) | В безопасной привязанности, надежности, близости, стабильности и константности родителей | Страх дистанции (потери / слияния) | Зависимость / Автономия |
Анальная (1,5-2,5г.) | В самоценности, контроле, проявлении агрессии, границах и принятии плохости | Гнев | Подчинение / Доминирование |
В заботе и внимании | Печаль / Депрессия | Получать заботу / Самодостаточность | |
Фаллическо-нарциссическая (2,5-4г.) | В самооценке и признании грандиозности | Стыд | Низкая / Завышенная самооценка |
В здоровом эго-центризме (выбор и самоутверждение) | Вина | Альтруизм / Эгоизм | |
Эдипальная (4-7л.) | Во внимании, привлекательности, удовольствии, в отношениях с противоположным полом, сексуальной идентификации | Вина / Страх наказания | Чрезмерная / Асексуальность |
Латентная (7-12л.) | В гармонии, внутренней безопасности, благополучии самоидентичности, социальных ролях | Тревога / Синдром самозванца / Страх разоблачения | Избыточная / Недостаточная идентичность |
Нарушения на любой из этих фаз можно и нужно корректировать через разные
методы в Личной Терапии, однако помните, что процесс этот должен протекать с наполнением всех 5 базовых
потребностей для развития Личности: 1.безопасности, 2.защищенности, 3.постоянства, 4.стабильности
значимых фигур, 5.ощущении самоконтроля.
Вот вам и критерии достаточно хорошей терапии и терапевта.
Мы как будто "доращиваем" себя в Личной Терапии, снимая избыточное напряжение с нереализованных
потребностей и желаний Внутреннего Ребенка, а в дальнейшем - направляем эту освобожденную энергию
(Личную Силу) на то, что важно нам, как взрослой Личности с крепкими опорами и запасом ресурсов.
04
ТЕСТ: Анкета
негативного детского опыта
Никогда не поздно
посмотреть и больше не оглядываться
Наши отношения и опыт в детстве могут влиять на наше
здоровье и благополучие в настоящем. И хотя идеального детства не бывает ни у кого (иначе не было бы
личностного роста), развитие психики может быть крайне затруднено или даже приостановлено в
неблагоприятной среде. Речь идет о том, что мы называем домом, "родительским домом", хотя с травмой
можно столкнуться и в школе, и на улице. Однако именно к "дому" у нас внутри особые ожидания как к
месту, где расти и наслаждаться детством можно в безопасности и покое.
"Цветные стеклышки, зеркала и трубочки известны
уже много столетий. Для одних они так и продолжали существовать сами по себе. Для других - послужили
исходным материалом для преображения всего мира красок и форм и создания новых фантастических образов,
которые открыл для них... калейдоскоп" (Миллс Дж., Кроули Р.).
У каждого из нас внутри свой
калейдоскоп детского опыта и переживаний. Есть ли в нем осколки детских травм, которые пора изъять и
переплавить в Личную Силу? Давайте посмотрим через этот тест.
05
Послания Внутреннему Ребенку
Быть или не быть - вот в чем вопрос
Ранние родительские послания (предписания) - основа для вашего жизненного
сценария, наилучших стратегий выживать и жить. Закладывается она еще до активной социализации, т.е. до
6-7 лет. И ваш Внутренний Ребенок (точнее Дети) помнят эти родительские послания, слышат эти "пластинки"
в тот момент, когда срабатывает очередной стрессор в жизни и мы нуждаемся в поддержке. А вот насколько
эта поддержка помогает или разрушает нас, говорит содержание сценария и послания, которое почти всегда
звучит голосом фрустрированного (Плачущего или Разгневанного) Внутреннего Ребенка матери или отца.
Супруги-исследователи Мэри и Роберт Гулдинг описали 12 основных групп
негативных родительских посланий, часть из которых ваш Внутренний Ребенок опознает как привычные и
знакомые. Потому что вы транслируете их сами себе автоматически как "заезженные пластинки". Но есть и
позитивная новость: услышав и осознав их деструктивное влияние на вас, вы можете их "перезаписать",
найти выход и освободиться из пут негативного сценария.
- Не будь / Не живи / Не существуй
- Не делай / Не будь самостоятельным
- Не расти / Не взрослей
- Не будь ребенком / Не будь маленьким
- Не будь самим собой / Будь как...
- Не будь значимым / Не высовывайся
- Не принадлежи к своему полу (нации, семье, стране) / Не для тебя, а для взрослых
- Не будь близким / Будь сам по себе (за себя)
- Не достигай успеха / Не будь больше
- Не думай / Не доверяй своим мыслям
- Не чувствуй / Не доверяй своим чувствам
- Не будь здоровым / Болезнь делает тебя особенным
Конечно, существуют и позитивные родительские послания - в
подкрепление нашей Личной Силы и прав: "Ты рожден для долгой и счастливой жизни", "Все твои
чувства/мысли/твое тело - принадлежат тебе и имеют право быть", "Ты способен/важен/значим для нас", "Ты
ценен такой, какой ты есть"… Наша задача - слушать и слышать, замечать и поддерживать Внутреннего
Ребенка. Как добрый родитель и внимательный взрослый.
06
Внутренний Ребенок: контакт есть
Стать добрым родителем самому себе
Формы работы и "хорошего" контакта с Внутренними Детьми могут быть разные (от
самонаблюдения к расстановкам травмы и терапии об Другого), но их главная цель - вытащить вас и ваших
Внутренних детей из ям травмы, очистить от чужих установок и чувств, допитать в их естественных
потребностях и увлечь в бесконечный процесс развития и познания себя и мира (других). Это помогающий
стиль внутреннего роста Личности.
Как работать с Внутренним Ребенком:
- подключать любящего Внутреннего Родителя и мудрого Внутреннего Взрослого;
- смотреть и видеть - замечать даже то, что игнорировали другие в вашем детстве;
- утешать и поддерживать - безусловно, с присутствием и признанием его правды;
- спрашивать и слышать - о желаниях, потребностях, ощущениях и чувствах;
- воспринимать и отвечать - как часть себя, априори родное и ценное;
- вовлекать в каждодневное - делать участником работы, хобби и даже отношений;
- давать место и покой - по потребности, а не графику, хотя бы и 5 минут, но качественного присутствия / покоя;
- Играть и придумывать игры - переносить их в жизнь, работу, отношения.
И ваш Внутренний Родитель, и ваша Взрослая часть могут
помочь Внутренним Детям и самим себе. Если самому не получается - этому можно и важно учиться в
безопасных отношениях с другим взрослым, который мог бы стать вам на время "достаточно хорошим
родителем". Научиться любви и самосостраданию можно только на своей коже и через прямой контакт с
Другим.
07
Внутренний Ребенок: встречи в правде
Узнать - принять - полюбить
Внутренний Ребенок приходит к нам в разных образах - вес, возраст, характер и
даже пол могут сильно отличаться от встречи к встрече. Потому что… Внутренний Ребенок - это
собирательный образ из разных сторон, возрастов и переживаний нашего детского опыта. Можно выделить 7
типов Внутренних детей (теории А.Миллер, М.Мюррей и С.Волински), с которыми мы входим в контакт в
терапии и жизни. Они отражают разные аспекты нашего детского опыта, каждый обладает своим характером и
набором стратегий, каждый проявляет эмоции и чувства. Если мы найдем подход к своим Внутренним детям, то
сундук нашего прошлого опыта откроет нам свои ресурсы, таланты и дары. Ниже вы можете прочитать о них
или сделать первый шаг - полезную практику.
Хотите живую встречу в правде? Я приглашаю вас познавать и выстраивать
здоровый контакт с вашими Внутренними Детьми в формате Встречи на глубине. На этой живой встрече c
Внутренним Ребенком онлайн вы выполните глубинные и увлекательные практики исцеления и игры.
- Познакомитесь с 7 персонажами, которые помогут вам стать еще ближе к себе и самоценнее.
- Откроете естественные ресурсы, таланты и опоры вашей детской части.
- Нащупаете главные дефициты и потребности, которые влияют на ваши "взрослые" чувства и поступки.
- Присвоите себе свои детские права, чтобы стать более свободными взрослыми.
- Попробуете услышать и перезаписать негативные родительские послания и чуждые вам сценарии.
- Познакомитесь с Внутренним Фантазером и отделите доверие от инфантильности.
- Построите бережный контакт с тем, кого вы оставили или потеряли в детстве.
- Пройдете разными фазами контакта с Внутренним Ребенком, чтобы наконец узнать - принять - полюбить себя.
В этом формате терапевт может на время стать для вас
достаточно хорошей родительской фигурой или мудрым взрослым проводником, чтобы узнать - принять -
полюбить своих Внутренних Детей. И обрести внутреннюю семью. Обращайтесь! Никогда не слишком поздно и не
слишком рано.
Естественный (изначальный) Ребенок
Активирует:
интерес, любознательность, спонтанность, творчество, умение
радоваться и разделять радость, а также шкодливость, гедонизм, инфантильность, безрассудность
Естественный Внутренний Ребенок - жизнеутверждающая часть нас, близок к
Сэлф и знает, как хорошо быть собой, его личность целостна, не расщеплена на фрагменты (как результат
ранней травмы). Это Внутренний Ребёнок, "...обладающий врождённым интеллектом, талантами, творческими
способностями, особенностями личности и внешности, способный ощущать все чувства, - как «подобающие»,
так и «неподобающие». Ваша душа/истинная духовность - это сердцевина вашего «Изначального ребёнка».
«Изначальный ребёнок» - это, кем Вы созданы быть" (М. Мюррей).
Естественный Ребенок принимает жизнь без прикрас, но и без искажений и
благодаря природному интересу и любопытству. Ему важнее, как есть и что с этим "есть" можно делать. Это
исследователь мира, тот самый Дурак/Шут ("нулевой" аркан Таро). Он слушает и слышит свои природные
инстинкты (пес, что предупреждает об угрозе). Благодаря этому он может войти в контакт с ЛЮБЫМ ребенком
и взрослым и быть в этом контакте гибким и сильным (чувствовать свою самость и свое Я). Он - наша
здоровая от травмы часть и медиатор в контакте с другими детскими частями. По сути - единственный
Проводник к ним всем.
P.S. Естественный Внутренний Ребенок не боится смерти, потому что
конечность всего и вся - данность и закон жизни. В аркане Таро Смерть только ребенок с земли прямо
встречает фигуру Смерти на коне. Потому что Естественный Ребенок в нас умеет жить полно, а смерти боится
только тот, кто полно и не жил (И. Ялом).
Адаптивный (послушный) Ребенок
Активирует:
послушание, адаптивность, колебания, желание угодить, а также
страх наказаний, нового, растерянность в неопределенности, виноватость, остановку в развитии
Адаптивный (Послушный) Ребенок - рождается внутри вместе с опытом
приспособления и выживания в окружающем мире с перинатального периода - хорошо считывает социальные
правила и предписания, слушает авторитеты, эмпатически приспосабливается к значимым взрослым фигурам. С
точки зрения удобства - родители получают "идеальную модель ребенка", за которой стыдливо прячутся все
естественные и спонтанные проявления и переживания.
Одна из ограничивающих проблем таких взрослых детей с гиперадаптивной
частью - страх видимости и токсический стыд даже при самой искусно сделанной персоне. Броня защит и
масок, чтобы выжить любой ценой в детстве, оборачивается ригидностью и жестким самоконтролем
(Контролирующий Ребенок), чувством стыда и вины за несоблюдение правил, которые кто-то когда-то зачем-то
установил, но нет критики к их адекватности - ни в прошлом, ни в настоящем. При этом способность слушать
и соблюдать правила совместной жизни в родительской семье, а позже - в большой семье социума, - это
полезный навык, обеспечивающий выживание в обществе и получение выгод. Вопрос как всегда в мере…
P.S. Все, что остается за кадром дозволенного правилами и
границами родителей, оказывается содержанием нашей детской тени. Табу вызывает возбуждение и интерес, а
сдерживание себя - избыточное напряжение и навязчивый поиск разрядки. И табу, и саморегуляция служат
целям общества и человека. Но здорово, когда Внутренний Взрослый вмешивается и помогает оценить реальные
требования.
Разгневанный (бунтующий) Ребенок
Активирует:
злость, агрессивное поведение, протест, критику авторитетов,
конфронтацию, а также обесценивание, избегание, игнорирование, ощущение плохости и отвергнутости
Разгневанный (Бунтующий) Ребенок - выражает протест и злость в ответ на
боль и фрустрацию - всегда в курсе своих потребностей в защите, опирается на инстинкты, вырабатывает
сгусток энергии для быстрой реакции / спасения Раненого Дитя, которое он защищает как "цербер" активной
или пассивной реакцией агрессии. Разгневанный Внутренний Ребенок - это последняя инстанция, если
Контролирующий Ребенок не смог предотвратить или отвести угрозу. Потому что Разгневанный Ребенок
нарушает табу - это и есть его бунт и вызов Другому/миру.
Важно понимать, что за вашим Бунтующим Внутренним Ребенком стоит боль
(Раненый Ребенок) и чем больше гнев (проявленный и нет) - тем сильнее боль. Физиологически более
"природной" реакцией является открытое выражение гнева и злости с физической разрядкой энергии, однако
не всегда это возможно между людьми. Поэтому как взрослые мы ищем другие способы высвободить эту
энергию, направив ее на устранение фрустрации и облегчение боли. Мы учимся слышать свои детские
потребности и обеспечивать их адекватным способом. Терапевтические практики и методы помогают снизить
заряд гнева и только после осознавать и принимать решения.
P.S. Разгневанный (бунтующий) Внутренний Ребенок - наиболее близок
к нашим животным инстинктам. Именно он обеспечивает выживание раненой части в самой опасной для психики
ситуации. Эту защищающую структуру тоже важно беречь и понимать, договориться и использовать осторожно
как "тяжелую артиллерию", когда другое не помогает.
Раненый (плачущий) Ребенок
Активирует:
печаль, одиночество, растерянность, беспомощность, безысходность,
а также живую уязвимость, чувствительность, нежность, сострадательность
Раненый (плачущий) Ребенок - тот, кто проживает наши детские чувства и
боль - он как будто вмещает в себя то, что иначе может затопить наше эго: беспомощность, одиночество,
печаль, горе, - в своей уязвимости самый живой и чувствительный. Раненый Ребенок - это "…ваше «море
боли», которое создавалось такими негативными внешними воздействиями как травма, оскорбление,
пренебрежение, болезнь и т. п." (М. Мюррей).
Раненый Внутренний Ребенок "рождается" в ситуации дефицита и травмы, но
не состоит из них. Его роль - не доставлять нам боль изнутри и не запирать нас в прошлом. Его роль -
быть сигналом наших потребностей и желаний, которые еще возможно удовлетворить единственным способом -
не через внешние фигуры и объекты ("Я ищу маму"), а через внутренние - внимание, заботу, доверие,
безопасность, самосострадание, самоценность, нежность и любовь... Вот именно этим мы и занимаемся, когда
учимся любить себя безусловно (как мама). Мы становимся достаточно хорошей мамой самим себе. И это
возможно только через прикосновение к тому, где и что болит. Это больно и это невозможно полностью
исцелить, но можно смягчить и сделать более переносимым.
P.S. Раненый Внутренний Ребенок - наш ключик к цельности и
счастью, способности быть живым и чувствующим, жить в теле и включаться в контакт с Другим полностью.
Это то сокровище и главный приз, который ждет нас в процессе Личной Терапии травмы. Быть рядом с
Плачущим Дитя - это сложно, но как взрослые мы можем это выдерживать и делать себя изнутри цельнее -
исцеленнее...
Контролирующий (отвлекающий) Ребенок
Активирует:
переключение внимания, отвлечение от боли и фрустрации, отдаление
от их источника, а также контроль, бдительность/осторожность, трансы, навязчивости
Контролирующий (Отвлекающий) Ребенок - возникает в ответ на боль Раненого
Ребенка - анестезирует боль через отвлечение внимания, управляет фокусом внимания и уводит его от
страдания, при этом очень бдительный к внешнему и внутреннему состояниям. "Кроме того, Контролирующий
Ребенок помогает вам быть ответственным и устанавливать здоровые границы (что препятствует другим
превращать вас в жертву и вам самим не даёт относиться к другим, как к своим жертвам)" (М. Мюррей).
Контролирующий Ребенок бдит и чем сильнее и больше опыт боли в Плачущей
части, тем интенсивнее и навязчивее контроль и бдительность за внешним и внутренним. Ему привычно
напряжение и непривычно расслабление. Поэтому и способы отвлечения внимания не способствуют полноценному
расслаблению психики - либо через изменение состава крови (почти все виды зависимостей), либо через
смещение фокуса в другой деятельности (путешествие, прогулки, иная деятельность). Отличие смещения от
естественного переключения - в природе избегания - не быть в настоящем, в очаге боли и переживания, не
решать ситуацию и проблему. Вместо плача Внутреннего Раненого Ребенка играет пластинка с другой и более
громкой музыкой.
P.S. Эффект Контролирующего Ребенка есть, как и любой анестетик в
момент, не располагающий к обработке травмы или, наоборот, для ее переносимости. Однако правда жизни
сильнее любой анестезии и если вы хотите быть живыми и включенными в реальность, важно давать "отдых"
Контролирующему Ребенку, прорабатывая старые травмы и тему безопасности и доверия в отношениях.
Зависимый Внутренний Ребенок
Активирует:
регрессию в более ранний возраст, потребность в значимом Другом,
способность получать заботу, любовь, внимание, а также привлекать ситуации и объекты для
удовлетворения дефицитов
Зависимый Ребенок возникает в ответ на естественные потребности в Другом,
стимулирует развитие базовой привязанности, там, где есть дефицит - ищет наполнение от другого,
психологически более взрослого и сильного, служит в отношениях.
Как и другие дети, Зависимый Внутренний Ребенок живет в каждом из нас и
не обязательно связан с порочным кругом зависимостей или проявлениями инфантильности. Зависимый Ребенок
- тот, кто "в курсе" дефицитов родом из детства и всегда в поиске и проекциях материнской фигуры на
людей, объекты, ситуации. Нуждаться в другом - звучит нормально, но здоровость такой нужды определяется
разными факторами, включая психологическую взрослость и опору на себя. Зачем вам этот Другой (Другое)?
Какие ожидания и фантазии с ним связаны? Насколько вы в состоянии восполнить дефициты самостоятельно, а
в чем - нужна помощь и забота? И это не плохо и не хорошо, а реалистично.
P.S. Зависимый Ребенок часто просыпается в ситуации, когда
привычные способы совладания и выживания уже не работают, когда психика истощена разовым или хроническим
стрессом. Зависимая часть внутри нас не просто "притягивает" ресурсы и людей за помощью, но и строит с
ними определенный формат отношений - служения, зависимости, выполнения правил, о которых не знает
партнер, но хорошо знает Адаптивный Внутренний Ребенок. Это то, как мы угождали родителям, чтобы
сохранить их внимание и получить их ресурс. И именно в этом опасность "транса" Зависимого Ребенка -
негласной и добровольной тюрьмы отношений с кем-то/чем-то.
Волшебный (магический) Ребенок
Активирует:
размышление, воображение, творческие способности, оперирование
абстракциями, а также режим игры как познания и изменения реальности
Волшебный Внутренний Ребенок помогает самовыражаться, играть, закрывать
стимульный голод (мало внешних интересов) уходом в богатый внутренний мир, развивает воображение и
творчество. Это именно тот фантазер, который читает/рисует/играет о других фантастических мирах, где
есть место тому, что невозможно в реальности, включая дефициты Зависимого Ребенка и потребности
Раненого. И этим Волшебный Ребенок не только развивает наше воображение и абстрагирование, но и
придумывает способы временного облегчения страданий и ресурсирования.
Волшебный Ребенок - это не только креативный исследователь и создатель
более безопасных и ресурсных миров, но и наша теневая часть, говорящая о депривациях в реальности. На
его характер влияют союзники: оптимистичный и спонтанный Естественный Ребенок, драматизирующий и
недоверчивый Контролирующий, испуганный Раненый, страдающий Зависимый и т.д. Именно Волшебный Ребенок
наводит трансы - подменяет фокус внимания с реальности на иллюзии, с объективного на субъективное. При
этом нам важны его дары в виде мечты, надежды, психологической гибкости и креативности, чтобы стать
Творцом своей жизни.
P.S. Волшебный (магический) Ребенок - настоящий волшебник по части
внутреннего мира и трансформаций, а вот во внешнем мире и реальных отношениях его магические способности
растворяются в границах и ограничениях. Как взрослые, мы можем дать правильное место конструктивным
проявлениям внутреннего волшебства и помочь себе не оказаться заложниками его иллюзий и фокусов.